МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ ДОЛГОСРОЧНОСТИ И КРАТКОСРОЧНОСТИ МОТИВАЦИИ

В журнале: Организационная психология. 2024. №1 (14). С. 96-108. (соавт. Ю.В. Бажданова)

Цель. Целью работы является разработка и апробация психологического измерительного инструмента - теста-опросника для определения краткосрочности и долгосрочности мотивации как составляющей мотивационного стиля индивида. Долгосрочная мотивация - это индивидуальный мотивационный стиль, при котором человек больше ориентирован на длительные мотивационные планы и способен на длительных дистанциях возвращаться к определённому виду деятельности. Краткосрочная мотивация - склонность придерживаться коротких мотивационных программ. Краткосрочность и долгосрочность проявляются в таких аспектах поведения человека, как: стремиться к цели на протяжении длительного времени, возвращаться к программам действий на протяжении длительного срока, учитывать долгосрочную временную перспективу при планировании, способность следовать длительным программам планирования, ориентацию на отсроченное вознаграждение. Метод. Методика опроса состоит из двух относительно независимых шкал: «Долгосрочности мотивации», включающей 12 утверждений, и «Краткосрочности мотивации», включающей 11 утверждений.
ССЫЛКА НА ПОЛНЫЙ ТЕКСТ: здесь

РУССКОЯЗЫЧНАЯ АДАПТАЦИЯ ОПРОСНИКА Д. ВЕБСТЕР И А. КРУГЛЯНСКИ «СТРЕМЛЕНИЕ К КОГНИТИВНОЙ ЗАКРЫТОСТИ»

В журнале: Психология. Журнал высшей школы экономики. 2023. №2 (20). С. 282-299. (соавт. О.Е. Хухлаев)

В статье представлены результаты русскоязычной адаптации опросника «Стремление к когнитивной закрытости» (Need for closure scale) А. Круглянски и Д. Вебстер, который в англоязычном варианте включает 5 шкал, 42 вопроса и дополнительно 5 вопросов «Шкалы лжи». Шкалы опросника имеют следующие названия: «Стремление к порядку» (10 вопросов), «Стремление к предсказуемости» (8 вопросов), «Решительность» (7 вопросов), «Избегание двойственности» (9 вопросов) и «Стремление к закрытости мышления» (8 вопросов). Для адаптации опросника применены следующие процедуры и статистические методы: двойной слепой прямой и обратный перевод, проверка дискриминативности - дельта Фергюсона, согласованности коэффициентов альфа Кронбаха и омега Мак-Доналда по всему тесту и отдельным шкалам теста, конфирматорный факторный анализ методом максимального правдоподобия, проверка ре - тес товой надежности, гендерных различий и внеш ней валидности. В исследовании приняли участие 643 испытуемых на стадии факторизации и 114 - на стадии проверки внешней валидности. В результате тестирования русскоязычной версии опросника получены следующие значения коэффициента альфа Крон - баха по шкалам: «Стремление к порядку» - 0.81, «Стремление к предсказуемости» - 0.75, «Решительность» - 0.74, «Избегание двойственности» - 0.65, «Стремление к закрытости мышления» - 0.53. В результате проверки опросника (пятифакторная версия, 38 вопросов) методом моделирования при помощи структурных уравнений (Structural Equation Models, SEM) получены показатели в рамках нормы: 2/df = 4.08, SRMR = 0.078, RMSEA = 0.07, однако параметры CFI и TLI не соответствуют требуемым (CFI = 0.67, TLI = 0.647, ниже нормы). При ретестовой проверке согласованность составила r = 0.72 при p 0.001. На основе полученных данных сделан вывод о соответствии русской версии пятифакторной модели опросника из 38 вопросов зарубежным аналогам по степени согласованности.
ССЫЛКА НА ПОЛНЫЙ ТЕКСТ: здесь

РУССКОЯЗЫЧНАЯ АДАПТАЦИЯ МЕТОДИК ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПРИНЯТИЯ И ИЗБЕГАНИЯ ОПЫТА

В журнале: Современная зарубежная психология. 2022. Т. 11. № 2. С. 113-121.

Представлены результаты русскоязычной адаптации методик «Избегание опыта» с 32 и 16 вопросами [15] и «Принятие опыта и действий» с 9 и 7 вопросами [18]. Методики измеряют индивидуальную склонность к избеганию опыта и действий. Выборку составили 313 респондентов в возрасте от 17 до 64 лет, средний возраст 34,25 лет, из них женщин 70%. Версия с 32 вопросами дала Альфу Кронбаха в размере 0,773, но низкие показатели CFI. Версия с 16 вопросами продемонстрировала Альфу Кронбаха в размере 0,78, также низкие параметры CFI. Версия с 9 вопросами показала Альфу Кронбаха 0,649, что является достаточным для данного типа шкал, и требуемые показатели CFI. Версия с 7 вопросами дала Альфу Кронбаха 0,659 и требуемые показатели CFI. Была проведена проверка валидности шкал по клиническим группам, ее результаты удовлетворительные. Ретестовая надежность была проведена через 3 месяца, проверена методом корреляции Пирсона и дала результаты r = 0,84, при р < 0,001. Варианты с 32 и 16 вопросами дали результаты, сопоставимые с показателями англоязычного оригинала, а шкалы с 7 и 9 вопросами соответствует всем современным статистическим требованиям и являются высоко валидными.
ССЫЛКА НА ПОЛНЫЙ ТЕКСТ: здесь

ОЦЕНКА ПСИХОЛОГАМИ ОТКРЫТОСТИ ОПЫТУ В ХОДЕ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ БЕСЕДЫ

В журнале: Мир психологии. 2022. № 1 (108). С. 52-62. (соавт. А. С. Гайнова, П. Р. Жданова, Я. В. Игнатьева, В. В. Колпачников)

Работа посвящена вопросу определения открытости опыту и избегания опыта людьми, обращающимися за психологической помощью. Целью работы является выявление наиболее типичных критериев диагностического определения указанных параметров в ходе консультативной/психотерапевтической беседы. Контент-анализ 20 рефлексивных эссе 6 психологов-консультантов, написанных по результатам первой встречи с новым клиентом, позволил выделить 10 наиболее часто используемых психологами признаков распознания открытости опыту и 13 — избегания опыта.
ССЫЛКА НА ПОЛНЫЙ ТЕКСТ: здесь

МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ АЛЬТРУИСТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК

В журнале: Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 1. С. 77-85.

Представлены результаты разработки и валидизации авторской методики измерения альтруистических установок. Методика диагностирует установочные и поведенческие составляющие. Опросник позволяет оценить установку на альтруизм, под которой понимается стремление приносить пользу другим, активно включаться в ситуацию, когда другой человек страдает или испытывает трудности, тенденцию включаться в полезную для других деятельность. Он включает 18 утверждений, которые оцениваются по 7-балльной шкале, и шкалу лжи из пяти утверждений. На выборке 480 человек (17-23 года) проверена валидность и надежность методики. Совокупность дисперсий по всем факторам составила 48.67%, что говорит о достаточно сильном покрытии выделенными факторами тестируемого качества. Альфа Кронбаха составила 0.787, альфа Кронбаха на основе стандартизованных пунктов 0.79, что говорит о достаточной надежности методики. При повторном тестировании через 3 недели коэффициент корреляции результатов первого и второго тестирования составил 0.947.
ССЫЛКА НА ПОЛНЫЙ ТЕКСТ: здесь
МЕТОДИКА В СВОБОДНОМ ДОСТУПЕ: здесь

КОГНИТИВНЫЕ ПРЕДИКТОРЫ ГИБРИДНОЙ И АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ: ОБЗОР ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В журнале: Современная зарубежная психология. 2021. Т. 10. № 3. С. 79-91. (соавт. Рябиченко Т.А.)

Статья посвящена проблеме доступности высшего образования для инвалидов по слуху - глухих и слабослышащих людей. Показана ситуация с высшим образованием лиц с потерей слуха до введения инклюзивного образования и те изменения, которые произошли после введения закона об инклюзивном образовании. Эмпирическим материалом послужили результаты фокусированных групповых бесед с глухими и слабослышащими, опросов, экспертных интервью с работниками образования и общественных организаций глухих. Материал анализировался в измерении «возможностей и барьеров». До введения инклюзии образовательные возможности были ограничены по количеству принимающих вузов крайне узким набором специальностей и географически - 85 % мест для обучения были сосредоточены в Москве. Ключевым фактором доступности образования для лиц с потерей слуха выступает наличие перевода образовательного процесса на жестовый язык. После введения инклюзии открылись более широкие возможности для поступления абитуриентов-инвалидов, однако на текущий момент совсем небольшое чисто вузов готово обеспечивать перевод на жестовый язык в ходе получения образования. Для образовательного процесса важную роль играет квалификация переводчиков жестового языка и их специализация, но профессиональная подготовка переводчиков находится пока в начальной стадии. Дополнительными барьерами для глухих и слабослышащих людей являются: низкий уровень школьной подготовки и отсутствие довузовской подготовки; слабое информирование о наборе инвалидов по слуху в вуз; низкие шансы получить работу по специальности, снижающее мотивацию к обучению; неготовность вузов к работе с глухими и непонимание специфики восприятия такими студентами информации. Названные ограничения несут риск создания «формальной» инклюзии, исключающий инвалидов по слуху из практик получения высшего образования. По истечении шести лет законодательного введения инклюзии, ситуация с получением высшего образования глухими и слабослышащими изменилась незначительно и тяготеет к состоянию до введения инклюзивного законодательства.
ССЫЛКА НА ПОЛНЫЙ ТЕКСТ: здесь

ГЛУХИЕ И СЛАБОСЛЫШАЩИЕ СТУДЕНТЫ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ И БАРЬЕРЫ

В журнале: Журнал исследований социальной политики. 2019. Т. 17. № 4. С. 601-614.

Статья посвящена проблеме доступности высшего образования для инвалидов по слуху - глухих и слабослышащих людей. Показана ситуация с высшим образованием лиц с потерей слуха до введения инклюзивного образования и те изменения, которые произошли после введения закона об инклюзивном образовании. Эмпирическим материалом послужили результаты фокусированных групповых бесед с глухими и слабослышащими, опросов, экспертных интервью с работниками образования и общественных организаций глухих. Материал анализировался в измерении «возможностей и барьеров». До введения инклюзии образовательные возможности были ограничены по количеству принимающих вузов крайне узким набором специальностей и географически - 85 % мест для обучения были сосредоточены в Москве. Ключевым фактором доступности образования для лиц с потерей слуха выступает наличие перевода образовательного процесса на жестовый язык. После введения инклюзии открылись более широкие возможности для поступления абитуриентов-инвалидов, однако на текущий момент совсем небольшое чисто вузов готово обеспечивать перевод на жестовый язык в ходе получения образования. Для образовательного процесса важную роль играет квалификация переводчиков жестового языка и их специализация, но профессиональная подготовка переводчиков находится пока в начальной стадии. Дополнительными барьерами для глухих и слабослышащих людей являются: низкий уровень школьной подготовки и отсутствие довузовской подготовки; слабое информирование о наборе инвалидов по слуху в вуз; низкие шансы получить работу по специальности, снижающее мотивацию к обучению; неготовность вузов к работе с глухими и непонимание специфики восприятия такими студентами информации. Названные ограничения несут риск создания «формальной» инклюзии, исключающий инвалидов по слуху из практик получения высшего образования. По истечении шести лет законодательного введения инклюзии, ситуация с получением высшего образования глухими и слабослышащими изменилась незначительно и тяготеет к состоянию до введения инклюзивного законодательства.
ССЫЛКА НА ПОЛНЫЙ ТЕКСТ: здесь

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ МОТИВАЦИИ

В журнале: Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2016. Т. 34. № 4. С. 51-67.

В статье анализируется развитие теоретических подходов к вопросу религиозной мотивации: теория самоопределения, теория ожидания, теория поисковой активности и теория сакрализации. Теория самоопределения рассматривает различную степень интегрированности религии в структуру личности. Блок исследований показывает, как степень религиозности связана с психологическим благополучием и разными психологическими чертами. Теория ожидания объясняет мотивацию как оценку человеком вероятности достижения цели, исходя из собственных возможностей и ситуации. Религия предлагает собственные варианты оценки целей, контекста и шансов на успех. Теория поисковой активности рассматривает религию как попытку ответить на экзистенциальные вопросы. Поиск смысла рассматривается как основная мотивация религии. В поле этой теории хорошо раскрывается психология буквалистской и символической веры. Концепция сакрализации говорит о том, что практически любая цель может быть посвящена духовному. Религиозная мотивация не специфична, практические исследования показывают частоту тех или иных мотивов у религиозных людей. Психология мотивации дает ключ к пониманию многих личностных и социокультурных процессов, связанных с религией.
ССЫЛКА НА ПОЛНЫЙ ТЕКСТ: здесь

КОНЦЕПЦИЯ КОГНИТИВНОЙ ЗАКРЫТОСТИ: ИСТОРИЯ И СМЕЖНЫЕ ПОНЯТИЯ

В журнале: Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26. № 1. С. 174-181.

В статье представлено теоретическое исследование концепции когнитивной закрытости, включающее изложение истории вопроса и анализ смежных понятий. Понятие когнитивной закрытости рассматривается в историческом ключе: приводятся концепции и теории, которые логически подводят к проблеме изучения когнитивных стилей, и когнитивной закрытости в частности. Тесно связанными с когнитивной закрытостью представляются: толерантность к неопределенности, ориентация на определенность, стремление к простой когнитивной структуре, догматизм, фундаментализм, ригидность мышления. Развернутым и хорошо проработанным конструкт когнитивной закрытости предстает в теории эпистемической мотивации. Специфика конструкта когнитивной закрытости заключается в том, что в теории эпистатической мотивации акцент был смешен с тенденцией избавляться от информации как психологического свойства на активный динамический (мотивационный) момент. Когнитивные исследования являются одним из перспективных направлений исследований в психологии, так как обладают большим объяснительным потенциалом, благодаря чему возможно проведение прикладных исследований различной тематики. На основании качественного и частотного анализа современной научной периодики приводятся наиболее востребованные направления исследований и делается вывод о том, что в настоящее время интерес к теме повышается.
ССЫЛКА НА ПОЛНЫЙ ТЕКСТ: здесь