ОЦЕНКА ПСИХОЛОГАМИ ОТКРЫТОСТИ ОПЫТУ В ХОДЕ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ БЕСЕДЫ

В журнале: Мир психологии. 2022. № 1 (108). С. 52-62. (соавт. А. С. Гайнова, П. Р. Жданова, Я. В. Игнатьева, В. В. Колпачников)

Работа посвящена вопросу определения открытости опыту и избегания опыта людьми, обращающимися за психологической помощью. Целью работы является выявление наиболее типичных критериев диагностического определения указанных параметров в ходе консультативной/психотерапевтической беседы. Контент-анализ 20 рефлексивных эссе 6 психологов-консультантов, написанных по результатам первой встречи с новым клиентом, позволил выделить 10 наиболее часто используемых психологами признаков распознания открытости опыту и 13 — избегания опыта.
ССЫЛКА НА ПОЛНЫЙ ТЕКСТ: здесь

МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ АЛЬТРУИСТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК

В журнале: Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 1. С. 77-85.

Представлены результаты разработки и валидизации авторской методики измерения альтруистических установок. Методика диагностирует установочные и поведенческие составляющие. Опросник позволяет оценить установку на альтруизм, под которой понимается стремление приносить пользу другим, активно включаться в ситуацию, когда другой человек страдает или испытывает трудности, тенденцию включаться в полезную для других деятельность. Он включает 18 утверждений, которые оцениваются по 7-балльной шкале, и шкалу лжи из пяти утверждений. На выборке 480 человек (17-23 года) проверена валидность и надежность методики. Совокупность дисперсий по всем факторам составила 48.67%, что говорит о достаточно сильном покрытии выделенными факторами тестируемого качества. Альфа Кронбаха составила 0.787, альфа Кронбаха на основе стандартизованных пунктов 0.79, что говорит о достаточной надежности методики. При повторном тестировании через 3 недели коэффициент корреляции результатов первого и второго тестирования составил 0.947.
ССЫЛКА НА ПОЛНЫЙ ТЕКСТ: здесь
МЕТОДИКА В СВОБОДНОМ ДОСТУПЕ: здесь

КОГНИТИВНЫЕ ПРЕДИКТОРЫ ГИБРИДНОЙ И АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ: ОБЗОР ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В журнале: Современная зарубежная психология. 2021. Т. 10. № 3. С. 79-91. (соавт. Рябиченко Т.А.)

Статья посвящена проблеме доступности высшего образования для инвалидов по слуху - глухих и слабослышащих людей. Показана ситуация с высшим образованием лиц с потерей слуха до введения инклюзивного образования и те изменения, которые произошли после введения закона об инклюзивном образовании. Эмпирическим материалом послужили результаты фокусированных групповых бесед с глухими и слабослышащими, опросов, экспертных интервью с работниками образования и общественных организаций глухих. Материал анализировался в измерении «возможностей и барьеров». До введения инклюзии образовательные возможности были ограничены по количеству принимающих вузов крайне узким набором специальностей и географически - 85 % мест для обучения были сосредоточены в Москве. Ключевым фактором доступности образования для лиц с потерей слуха выступает наличие перевода образовательного процесса на жестовый язык. После введения инклюзии открылись более широкие возможности для поступления абитуриентов-инвалидов, однако на текущий момент совсем небольшое чисто вузов готово обеспечивать перевод на жестовый язык в ходе получения образования. Для образовательного процесса важную роль играет квалификация переводчиков жестового языка и их специализация, но профессиональная подготовка переводчиков находится пока в начальной стадии. Дополнительными барьерами для глухих и слабослышащих людей являются: низкий уровень школьной подготовки и отсутствие довузовской подготовки; слабое информирование о наборе инвалидов по слуху в вуз; низкие шансы получить работу по специальности, снижающее мотивацию к обучению; неготовность вузов к работе с глухими и непонимание специфики восприятия такими студентами информации. Названные ограничения несут риск создания «формальной» инклюзии, исключающий инвалидов по слуху из практик получения высшего образования. По истечении шести лет законодательного введения инклюзии, ситуация с получением высшего образования глухими и слабослышащими изменилась незначительно и тяготеет к состоянию до введения инклюзивного законодательства.
ССЫЛКА НА ПОЛНЫЙ ТЕКСТ: здесь

ГЛУХИЕ И СЛАБОСЛЫШАЩИЕ СТУДЕНТЫ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ И БАРЬЕРЫ

В журнале: Журнал исследований социальной политики. 2019. Т. 17. № 4. С. 601-614.

Статья посвящена проблеме доступности высшего образования для инвалидов по слуху - глухих и слабослышащих людей. Показана ситуация с высшим образованием лиц с потерей слуха до введения инклюзивного образования и те изменения, которые произошли после введения закона об инклюзивном образовании. Эмпирическим материалом послужили результаты фокусированных групповых бесед с глухими и слабослышащими, опросов, экспертных интервью с работниками образования и общественных организаций глухих. Материал анализировался в измерении «возможностей и барьеров». До введения инклюзии образовательные возможности были ограничены по количеству принимающих вузов крайне узким набором специальностей и географически - 85 % мест для обучения были сосредоточены в Москве. Ключевым фактором доступности образования для лиц с потерей слуха выступает наличие перевода образовательного процесса на жестовый язык. После введения инклюзии открылись более широкие возможности для поступления абитуриентов-инвалидов, однако на текущий момент совсем небольшое чисто вузов готово обеспечивать перевод на жестовый язык в ходе получения образования. Для образовательного процесса важную роль играет квалификация переводчиков жестового языка и их специализация, но профессиональная подготовка переводчиков находится пока в начальной стадии. Дополнительными барьерами для глухих и слабослышащих людей являются: низкий уровень школьной подготовки и отсутствие довузовской подготовки; слабое информирование о наборе инвалидов по слуху в вуз; низкие шансы получить работу по специальности, снижающее мотивацию к обучению; неготовность вузов к работе с глухими и непонимание специфики восприятия такими студентами информации. Названные ограничения несут риск создания «формальной» инклюзии, исключающий инвалидов по слуху из практик получения высшего образования. По истечении шести лет законодательного введения инклюзии, ситуация с получением высшего образования глухими и слабослышащими изменилась незначительно и тяготеет к состоянию до введения инклюзивного законодательства.
ССЫЛКА НА ПОЛНЫЙ ТЕКСТ: здесь

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ МОТИВАЦИИ

В журнале: Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2016. Т. 34. № 4. С. 51-67.

В статье анализируется развитие теоретических подходов к вопросу религиозной мотивации: теория самоопределения, теория ожидания, теория поисковой активности и теория сакрализации. Теория самоопределения рассматривает различную степень интегрированности религии в структуру личности. Блок исследований показывает, как степень религиозности связана с психологическим благополучием и разными психологическими чертами. Теория ожидания объясняет мотивацию как оценку человеком вероятности достижения цели, исходя из собственных возможностей и ситуации. Религия предлагает собственные варианты оценки целей, контекста и шансов на успех. Теория поисковой активности рассматривает религию как попытку ответить на экзистенциальные вопросы. Поиск смысла рассматривается как основная мотивация религии. В поле этой теории хорошо раскрывается психология буквалистской и символической веры. Концепция сакрализации говорит о том, что практически любая цель может быть посвящена духовному. Религиозная мотивация не специфична, практические исследования показывают частоту тех или иных мотивов у религиозных людей. Психология мотивации дает ключ к пониманию многих личностных и социокультурных процессов, связанных с религией.
ССЫЛКА НА ПОЛНЫЙ ТЕКСТ: здесь

КОНЦЕПЦИЯ КОГНИТИВНОЙ ЗАКРЫТОСТИ: ИСТОРИЯ И СМЕЖНЫЕ ПОНЯТИЯ

В журнале: Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26. № 1. С. 174-181.

В статье представлено теоретическое исследование концепции когнитивной закрытости, включающее изложение истории вопроса и анализ смежных понятий. Понятие когнитивной закрытости рассматривается в историческом ключе: приводятся концепции и теории, которые логически подводят к проблеме изучения когнитивных стилей, и когнитивной закрытости в частности. Тесно связанными с когнитивной закрытостью представляются: толерантность к неопределенности, ориентация на определенность, стремление к простой когнитивной структуре, догматизм, фундаментализм, ригидность мышления. Развернутым и хорошо проработанным конструкт когнитивной закрытости предстает в теории эпистемической мотивации. Специфика конструкта когнитивной закрытости заключается в том, что в теории эпистатической мотивации акцент был смешен с тенденцией избавляться от информации как психологического свойства на активный динамический (мотивационный) момент. Когнитивные исследования являются одним из перспективных направлений исследований в психологии, так как обладают большим объяснительным потенциалом, благодаря чему возможно проведение прикладных исследований различной тематики. На основании качественного и частотного анализа современной научной периодики приводятся наиболее востребованные направления исследований и делается вывод о том, что в настоящее время интерес к теме повышается.
ССЫЛКА НА ПОЛНЫЙ ТЕКСТ: здесь